Особенности процедуры приватизации квартиры через МФЦ

Каждый квартиросъемщик желает получить бесплатное жилье. Приватизация через МФЦ сэкономит время и займет не более 2 месяцев.

приватизация

Содержание

Понятие (определение)

Предоставление во владение физическим лицам занимающим жилые помещения, принадлежащие государству или муниципалитету, является приватизацией. Жильцы, проживающие в квартире, становятся ее хозяевами и правомочны распоряжаться ею по своему усмотрению. Любой гражданин вправе однократно воспользоваться своим правом на получение недвижимости таким способом.

Процедура трансформации собственности из государственной в частную происходит согласно требованиям Закона о приватизации от 04.07.91 № 1541-1. Гражданам безвозмездно передается жилье, которым они пользуются по договору найма, подписанному между квартиросъемщиком и муниципалитетом.

Итогом процедуры передачи квартиры является одноименный договор, согласно которому квартиросъемщик становится полноправным ее хозяином с одновременным приобретением обязанностей по содержанию жилья пропорционально занимаемой площади.

Право приватизировать квартиру

Помимо муниципального органа, в договоре обычно указывается одно лицо – основной квартиросъемщик. При этом в обязательном порядке должно быть получено согласие иных лиц, проживающих со съемщиком и заключившим соглашение о найме с представителем администрации. К таким лицам относятся близкие члены семьи.

Согласие родственника требуется и в ситуации, когда он не проживает в самой квартире, при этом оставаясь зарегистрированным в ней.

В согласовании должны участвовать и малолетние члены семьи, они становятся участниками приватизации автоматически до достижения ими 18 лет и повторно после наступления совершеннолетия в отношении другого жилья. При участии детей в приватизации квартира предоставляется в долевую собственность.

Плюсы и минусы приватизации

Главным аргументом за приватизацию выступает приобретение собственности на жилье. Принимая квартиру во владение новый хозяин правомочен распорядиться ею по своему желанию:

  • сдать в аренду;
  • осуществить перепланировку;
  • подарить;
  • продать;
  • завещать;
  • перевести в нежилое помещение.

Собственника квартиры невозможно из нее выселить при условии, что она является его единственным жильем. Квартиросъемщика по договору социального найма может выселить администрация за:

  • задолженность по коммунальным платежам;
  • нарушение условий соглашения о найме о соблюдении правил безопасности и необходимости проведения ремонта в жилом помещении;
  • отсутствие квартиросъемщика.

В случае признания дома аварийным хозяину квартиры гарантировано получение компенсации в виде иного жилого помещения либо возмещения его стоимости.

Имея во владении квартиру собственник может рассчитывать на получение кредита под залог имущества. Хозяин недвижимости вправе прописать или дать временную регистрацию любому лицу.

К минусам приватизации можно отнести:

  • необходимость самостоятельно уплачивать налог на имущество (квартиру), с 2015 года его сумма рассчитывается из кадастровой стоимости жилья, которая приближена к рыночной цене, а иногда и превышает ее;
  • увеличение оплаты коммунальных платежей (придется платить взносы на капитальный ремонт);
  • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (пожар, взрыв, затопление) квартиросъемщику предоставляют иное жилье, собственник же таких гарантий не имеет.

Приватизировав муниципальное жилье граждане не вправе претендовать на льготное и бесплатное улучшение жилищных условий.

Объекты не подлежащие приватизации

Закон № 1541-1 от 04.07.1991 в статье 4 установил, какое жилье не подлежит приватизации.

Нельзя получить во владение:

  • аварийное жилье (здания признаются негодными для проживания при их существенном износе либо имеющие сильные повреждения конструкции);
  • комнату в общежитии (такое помещение сдается только на время учебы или службы);
  • на территориях закрытых военных городков;
  • служебные квартиры (случаются исключения при достижении определенного ведомством срока службы).

Приватизация квартиры через МФЦ

мои документы

При принятии решения перевести занимаемую квартиру в личную собственность у квартиросъемщика возникает вопрос: каким образом и с чего начать приватизацию квартиры в МФЦ?

Сбор необходимых документов

Перед подачей заявления следует удостовериться в наличии всей необходимой документации для оформления передачи квартиросъемщику занимаемого им социального жилья. Скачать форму заявления на приватизацию можно здесь.

Для получения разрешения на приватизации потребуются:

  • паспорта всех членов семьи, проживающих в помещении (свидетельства о рождении для малолетних);
  • справка о регистрации (форма 9) или выписка из лицевого счета (домовой книги), можно получить в паспортном столе, службе ПВС, управляющей компании или заказать в МФЦ;
  • архивная справка (при смене местожительства после 1991 года);
  • техпаспорт;
  • доверенность удостоверенная нотариально (при представлении интересов иным лицом);
  • согласие прописанных близких родственников на приватизацию;
  • подтверждающий документ о неиспользовании права ранее;
  • бумага об участии в приватизировании другой недвижимости членом семьи квартиросъемщика;
  • разрешение органа опеки (в случае отказа ребенка от участия);
  • согласие родителей и органов опеки на приватизацию;
  • соглашение о социальном найме;
  • бланк заявления;
  • справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Для оформления приватизации в МФЦ может потребоваться кадастровый паспорт или выписка из ЕГРН. До 2017 г. кадастровый паспорт был отдельным документом, но с 01.01.2017 его упразднили в связи с объединением сведений из ГКН и ЕГРП в один реестр недвижимости (ЕГРН). Согласно статье 14 Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ № 218) регистрация прав производится одновременно с государственным кадастровым учетом. Выписка из ЕГРН содержит все необходимые сведения об объекте недвижимости.

При подаче заявления в электронном виде все бумаги необходимо отсканировать и прикрепить к заполняемой форме запроса, оригиналы документов следует представить в центр госуслуг «Мои документы» лично или через представителя в течение 5 рабочих дней со дня отправления заявки.

В целях экономии времени следует выбрать ближайшее территориальное отделение «Мои документы» и записаться на прием лично у администратора зала, по телефону или онлайн.

При подаче заявления должны присутствовать все родственники, зарегистрированные в квартире.

За что и сколько придется заплатить

Сама процедура приватизации является безвозмездной. Между тем потребуется оплатить дополнительные расходы, связанные с оформлением документов, в том числе:

  • госпошлину за регистрацию права собственности – 2000 руб. (п. 22 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • плату за получение сведений из ЕГРН – 400 руб.;
  • составление технического плана – от 1500 руб. (стоимость устанавливается самостоятельно органами БТИ и в каждом регионе действует своя цена);
  • нотариальное удостоверение согласия членов семьи – от 500 руб.

Сроки оформления приватизации через МФЦ

Общий срок предоставления госуслуги не должен превышать 60 календарных дней. Как правило, срок является единым для регионов и устанавливается административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по приватизации каждого субъекта РФ отдельно.

Вышеуказанный срок прерывается на время приостановления предоставления услуги не более, чем на 30 календарных дней в связи с:

  • внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимостью явки заявителя для подписания соглашения о передаче жилья;
  • государственной регистрацией перехода права владения;
  • поступлением информации в ответ на межведомственный запрос об отсутствии необходимого документа;
  • поступлением заявления о приостановлении услуги с указанием причин.

Отказ в приватизации

договор

Уполномоченный орган вправе отказать в осуществлении процедуры и приеме документации.

Возможные причины отказа

В приеме бумаг отказывают в случае:

  • подачи заявления неуполномоченным представителем;
  • если квартира не относится к муниципальному фонду;
  • отсутствия паспорта заявителя;
  • представления документов не на русском языке без приложения удостоверенного перевода;
  • представления утративших силу бумаг.

Основаниями для отказа в муниципальной услуге являются:

  • подача заявления о приватизации квартиры специализированного фонда или расположенной в аварийном доме;
  • отсутствие письменного согласия на заключение договора заявителем проживающих с ним родственников;
  • обращение с заявлением лицом, не имеющим права на приватизацию (иностранец, не имеющий права пользования, использовавший его ранее);
  • истечение срока действия представленного документа (разрешения опеки, доверенности);
  • непредставление всех документов для осуществления услуги;
  • несоответствие представленной документации требованиям к таким бумагам;
  • противоречие информации, полученной в результате межведомственного запроса, представленным документам;
  • истечение срока приостановления услуги при непредставлении необходимых документов либо в результате не совершения определённых действий.

Оспаривание отказа в суде

Как показывает судебная практика, наиболее эффективным способом защиты своих прав является не оспаривание отказа муниципалитета в предоставлении квартиры, а подача иска с требованиями о признании права собственности на спорный объект недвижимости.

Администрация обратилась в суд с исковым заявлением к Будиной А., представляющей интересы своей малолетней дочери Будиной В., о признании недействительным договора приватизации, поскольку переданное жилое помещение является служебным жильем и не может быть передано в силу требований законодательства. Ответчица возражала относительно заявленных требований, считала передачу квартиры в собственность несовершеннолетней дочери законной и обоснованной.

Решением районного суда соглашение о приватизации признано недействительным, поскольку передача служебных помещений в собственность граждан запрещена. Спорное жилое помещение признано подлежащим возврату.

Апелляционная жалоба Будиной А. оставлена без удовлетворения апелляционной инстанцией, решение суда без изменения.

Кассационная жалоба рассмотрена коллегией Верховного суда РФ и признана подлежащей удовлетворению, а принятые судебные акты – отмене в соответствии со ст. 387 ГПК РФ в связи с нарушением норм материального права, допущенные судами первой и второй инстанции.

Судом установлено, что врачу центральной районной больницы предоставлена спорная служебная квартира. Между Будиным Е. и муниципальным образованием заключен договор социального найма сроком на 5 лет – с 2009 по 2014 годы.

В 2012 году спорная квартира передана безвозмездно несовершеннолетней Будиной В. В установленном порядке, за ней зарегистрировано право собственности. В настоящее время в квартире проживают и прописаны Будин Е., Будина А и Будина В.

Признавая обоснованными требования администрации, суд 1 инстанции исходил из того, что договор приватизации является ничтожным, поскольку законодательством о приватизации запрещена передача служебных помещений в собственность граждан.

При вынесении решения суд не учел положения статьи 2 Закона о приватизации, статьи 92 Жилищного кодекса РФ.

В материалы дела не представлялись доказательства об отнесении переданной квартиры к специализированному жилищному фонду до предоставления ее Будину Е. по договору социального найма. Указание в договоре соц. найма о статусе квартиры как служебного помещения не является основанием для признания ее таким жильем.

Судебной коллегией установлено, что решений о переводе из муниципального жилья в служебное в отношении спорной квартиры не принималось.

Приватизация осуществлена в соответствии с требованиями законодательства и основания для признании договора недействительным, применений последствий признания сделки ничтожной, отсутствуют.

Adblock
detector