Особенности приватизации муниципальной квартиры
Не у каждого человека есть своя квартира. Большая часть населения пользуется жильем, предоставленным муниципальным органом.
Право на приватизацию муниципального жилья при соблюдении определенных условий имеют все жильцы наравне с нанимателем.
Содержание
Определение муниципального жилья
Муниципальным жильем признается принадлежащее администрации муниципального образования помещение, являющееся ее собственностью и входящее в состав жилого фонда. Между муниципалитетом и основным съемщиком заключается соглашение о социальном найме.
Принадлежащие муниципалитету квартиры предоставляются:
- лицам, стесненным в жилищных условиях, которым требуется расширить жилплощади в связи с прибавлением в семье;
- сотрудникам муниципальных учреждений (учителям, медицинским работникам, служащим администрации);
- сиротам;
- малоимущим;
- живущим в аварийном старом доме (узнайте, как производится признание дома аварийным);
- лицам, имеющим заболевания, исключающие возможность совместного проживания (перечень утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н);
- льготным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, пострадавшим на АЭС в Чернобыле);
- лицам, имеющим площадь меньше утвержденной нормы.
Каждый субъект РФ самостоятельно определяет величину нормы, учитываемой при расчете размера предоставляемой площади по договору социального найма. Как правило, общепринятый средний размер площади на одного человека составляет 18 кв. м.
Орган, отвечающий за приватизацию
Жилой фонд, принадлежащий государственным предприятиям и муниципальным учреждениям, закреплен за ними на праве оперативного управления либо находится в их хозяйственном ведении.
Статьей 6 Закона о приватизации № 4199-1 предусмотрено, что передача жилья производится госорганом или муниципалитетом, наделенным полномочиями владельцем недвижимости.
Рассмотрением обращений и принятием заявлений о проведении процедуры безвозмездной передачи жилищного помещения в собственность занимаются:
- специализированный отдел администрации населенного пункта или района (если жилье принадлежит муниципалитету);
- Комитет или Департамент жилищной политики (если недвижимость является собственностью региона или государства).
Подача заявления
Подать бумаги можно любым доступным способом:
- в отделение «Мои документы» многофункциональных центров;
- онлайн через портал Госуслуг;
- лично посетив жилищный отдел администрации.
Заявителями могут стать граждане РФ, за которыми сохранено право пользования жильем. От имени недееспособных граждан или малолетних детей в их интересах вправе опекуны и родители.
Самостоятельно подать бумаге вправе несовершеннолетние, которым исполнилось 14 лет. При этом требуется обязательного согласования (разрешения) родителей.
Форма заявления законодательно не утверждена, документ составляется в письменном виде произвольно либо заполняется принятый в администрации бланк.
Административным регламентом, принятым в регионе, устанавливающим процесс предоставления муниципальной жилплощади, также утверждается шаблон обращения.
Документ можно напечатать на компьютере или написать от руки. Текст должен содержать:
- наименование уполномоченного органа;
- точное местонахождение квартиры;
- информацию о квартиросъемщике и живущих родственниках (ФИО, место проживания, паспортные реквизиты);
- согласие родных на приватизацию;
- список участников процедуры;
- отказ от приобретения муниципальной квартиры во владение;
- технические параметры квартиры;
- подпись заявителя и прописанных лиц;
- дату составления.
Скачать образец заявления.
Перечень документов для приватизации
Для получения согласия и оформления права владения следует представить:
- технический паспорт;
- соглашение о социальном найме;
- справку о полном составе семьи и указанием постоянного места пребывания всех ее членов;
- документы, удостоверяющие личности всех зарегистрированных лиц;
- отказ от приватизации;
- выписку из государственного кадастра (кадастровый паспорт);
- справку о неприменении права на приватизацию;
- доверенность на полномочия представителя;
- выписку из лицевого счета или домовой книги;
- поквартирную карточку (форма 10).
Согласие зарегистрированных родственников на приватизацию квартиросъемщиком без их участия должно быть удостоверено нотариусом либо написано в присутствии уполномоченного специалиста, принимающего документы.
Отказ от приватизации
По правилам приватизации муниципальной квартиры любое лицо, зарегистрированное в ней, вправе не принимать участие в процедуре оформления собственности. При этом его доля не отдается конкретному жильцу, а распределяется между всеми участниками.
Форма отказа
Законодательством не утвержден бланк отказа. Документ оформляется письменно. Отказ может быть удостоверен нотариально, при личном обращении. Для заверения нотариусом заявления необходимо представить паспорт и справку о месте пребывания.
Документ подписывается в присутствии уполномоченного представителя администрации или департамента (комитета) жилищной политики.
Кто имеет право на отказ
Любое лицо старше 14 лет, имеющее постоянную прописку, полномочно изъявить желание не участвовать в процедуре. До наступления совершеннолетия отказ допускается с согласия родителей.
Оказаться от процесса приватизации могут также лица, отсутствующие по месту регистрации в силу уважительных причин (вахтовики, военнослужащие, осужденные).
Обязательными участниками приватизации являются малолетние дети и недееспособные граждане. Отказ ребенка принимается при одобрении органов опеки.
Могут не оформлять отказ проживающие с квартиросъемщиком лица, потерявшие право на приватизацию или прежде участвующие в приобретении муниципальной жилой площади.
Последствия отказа от приватизации
Лицо, отказавшееся от своей доли, имеет все основания пребывать в квартире и продолжать оставаться в ней прописанным, даже при продаже недвижимости.
Вас может заинтересовать: как оформить куплю-продажу квартиры.
Доля распределяется между участниками приватизации. Если по каким-либо причинам, в том числе в связи с заявленным отказом, родственники квартиросъемщика не приняли участия в процедуре оформления недвижимости, они вправе рассчитывать на предоставление жилья себе в будущем по такой программе.
Такие лица не являются сторонами сделки купли-продажи отчуждаемой недвижимости и не могут рассчитывать на получение компенсации от продажи доли.
Оформление договора
Муниципальное жилье после подписания соглашения о приватизации. Процедура оформления приватизации производится в течение 60 календарных дней. Названый срок начинает течь с момента подачи заявления.
По итогам рассмотрения обращения и после проведения проверки представленных бумаг муниципальный орган принимает одно из двух решений:
- Подписать соглашение о передаче недвижимого имущества квартиросъемщику.
- Отказать в удовлетворении заявления.
Сторонами договора выступают администрация и лица, постоянно пребывающие в квартире, принадлежащей муниципалитету.
В соглашении необходимо прописать все существенные условия:
- полное наименование административного органа и реквизиты собственника гражданина;
- размер доли каждого из участников сделки;
- технические и индивидуальные характеристики квартиры;
- права и обязанности владельцев собственности;
- факт безвозмездной передачи имущества;
- основания предоставления квартиры во владение.
Договор подписывают все лица, принявшие участие в процедуре, с одной стороны, и представитель муниципалитета либо жилищного органа, наделенный полномочиями на подписание соглашения, с другой.
Регистрация права
После передачи квартиры от муниципалитета к гражданам и оформления соглашения о приватизации, его следует зарегистрировать в соответствии с положениями Федерального закона о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ от 13.07.2015.
Куда и как обратиться за регистрацией
Переход права собственности на недвижимость регистрируется в территориальном отделении Росреестра по месту ее нахождения.
Подать заявление можно любым доступным способом:
- Обратившись лично в Росреестр.
- Представить бумаги в любой центр «Мои документы».
- Направив заявление почтой заказным письмом с уведомлением.
- Онлайн с помощью сервиса Росреестра.
- На дому. Услуга предоставляется регистрирующим органом для ветеранов и инвалидов.
Если в государственном реестре недвижимости отсутствует информация о переданной недвижимости, поставить ее на кадастровый учет можно одновременно с обращением о регистрировании права на переданный объект.
Размер госпошлины
Пунктом 22 части 1 стать 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрацию перехода права собственности установлен размер госпошлины – 2 000 руб. для граждан и 22 000 руб. для организаций.
При оплате госпошлины следует учитывать, что сумма госпошлины распределяется равномерно между участниками приватизации согласно долям.
Сроки регистрации
Статьей 16 Закона 218-ФЗ установлены сроки регистрации прав на недвижимость (в рабочих днях):
- 7 дней со дня приема документов;
- 9 дней при условии сдачи бумаг в отделение «Мои документы»;
- 10 рабочих дней при условии одновременной подачи обращения на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет;
- 12 дней при предъявлении документации на регистрацию права и осуществление регистрационного кадастрового учета через многофункциональный центр.
Список документов для регистрации
Государственная регистрация перехода права собственности от муниципалитета к гражданам производится на основании:
- заявления о предоставлении услуги;
- документа о передаче жилого помещения (соглашение о приватизации);
- технического паспорта квартиры;
- кадастрового паспорта помещения;
- документа об оплате госпошлины;
- выписки из домовой книги;
- паспортов и свидетельств о рождении всех участников приватизации.
Получение документа после регистрации
После осуществления регистрации перехода права на недвижимое имущество отделение Росреестра выдает выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Документ можно получить по окончании установленного срока для регистрационных действий. Дата посещения Росреестра указывается в расписке, подтверждающей принятие документов регистрирующим органом.