Что такое государственный кадастровый учет земельных участков
Государственный кадастровый учет земельных участков – это определение и внесение земельных участков в Единый государственный реестр. Вследствие данной процедуры земельный объект описывается отличительными характеристиками и оценивается. По завершении мероприятия земельному наделу отводится индивидуальный номер.
Содержание
Общие определения кадастрового учета
Федеральной закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 определяет необходимость проведения процедуры в обязательном порядке, согласно установленным правилам, непосредственно на месте объекта для всех земельных участков, включенных в перечень.
Алгоритм постановки на кадастровый учет содержит следующие этапы:
- просмотр всей документации;
- внесение земельных участков в Единый государственный реестр;
- выдача индивидуального номера и паспорта;
- формирование планов учитываемой площади;
- ведение дел, связанных с полномочиями подразделения.
Основной составляющей кадастрового учета представляется межевое дело. Осуществляться оно может на основе результатов межевания площади.
К межеванию земельного участка относятся следующие составляющие:
- определение четких границ учитываемой площади;
- расположение объекта на местности;
- последующее составление кадастрового плана.
Каждый этап обязателен и проводится на основе официальных требований. Это является основой грамотного формирования кадастрового дела в РФ.
Определение кадастрового номера
По завершении процедуры учета собственнику оформляется паспорт участка и владению присваивается кадастровый номер – уникальный идентификатор. По нему проверяются все последующие операции с недвижимостью.
Благодаря этому номеру владение числится и легко определяется в Единой базе росреестра, в которой его можно найти как онлайн на портале, так и в архивной документации. Неучтенных владений не останется.
Номер содержит несколько типов цифр, в которых зашифровано месторасположение объекта:
- первая группа означает территориальный округ участка;
- вторая – район;
- третья – квартал;
- заключительная – номер участка.
На примере это выглядит следующим образом: 59:01:0036001:55.
Номер вносится в электронную базу, прописывается во все сопутствующие бумаги.
Сведения, вносимые в ГКН, кроме кадастрового номера
При работе с земельными участками вносятся также:
- Индивидуальные характеристики (наименование, перечисление границ участка, в том числе указанием координат, а также площади, кадастровых номеров соседних объектов).
- Дополнительная информация:
- предыдущий номер, присвоенный до процедуры межевания;
- категория земель;
- адрес, если таковой имеется;
- сведения о составе собственников;
- указание инициалов и фамилии инженера, проводящего процедуру;
- определение оценки надела;
- а также сведения о сооружении, если таковое находится на территории (размеры, этажность, дата введения в эксплуатацию и т. д.)
Узнайте, какие можно получить сведения о земельном участке по кадастровому номеру.
Кто занимается кадастровым учетом
Учет осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В каждом регионе РФ данное учреждение имеет свои представительства. Организация руководствуется в своей работе Гражданским кодексом и Конституцией РФ.
Подав заявку, граждане могут получить сведения, которые необходимы для купли или продажи недвижимости.
Объекты, подлежащие кадастровому учету
Согласно закону учету подлежат следующие виды объектов:
- дачные участки земли с домами и без (неважно, приватизированные или нет), участки, отведенные под садоводство;
- здания;
- участки, где не завершено строительство;
- места стоянки;
- территория предприятий.
Объекты, не подлежащие кадастровому учету
Кадастровому учету и последующей проверке не подлежат следующие виды объектов:
- здания временного назначения (состоят из достаточно легких конструкций, земля под них выдается на специально отведенный срок, как правило, это торговые павильоны, палатки и т. д.);
- объекты и постройки вспомогательного назначения (нет самостоятельного с/х назначения, созданы для вспомогательной функции, выступают примыкающим звеном к основному объекту, например, блочные конструкции при предприятии, заборы и пр.), которые находятся вблизи основного здания;
- участки недр, весь заповедный фонд;
- государственные владения и т. д.
Основания постановки на кадастровый учет земельных участков
Постановка на кадастровый учет земельных участков оформляется в следующих ситуациях:
- возведение сооружения на новой отделенной территории;
- завершение срока (когда снимается с учета);
- возникновение существенных изменений в особенностях участка;
- внесение объектов, учтенных ранее.
Срок постановки на учет
Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017 сроки постановления на учет сокращены и составляют:
- 7 рабочих дней, когда производится просто внесение в базу и передача всей документации в кадастровую службу;
- 9 рабочих дней, когда процедура делается с сопутствующей регистрацией и документы подаются в МФЦ.
Дата завершения учета
Остановка кадастрового учета и регистрации прав происходят последовательно и в среднем составляют:
- 3 месяца (при разрешении соответствующего органа);
- 6 месяцев (если поступило заявление собственника).
На обдумывание предоставляется значительный период. Сроки отсчитываются с момента принятия всех необходимых бумаг.
Кто может обратиться с заявлением об учете
Из ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» известно, что запрос о постановке на учет земельного участка могут подать следующие заявители:
- обладатели наделов (относятся также и СНТ);
- лица, которым участок отдан под строительство;
- граждане, имеющие разрешение на формирование искусственно созданной территории;
- владельцы исходного объекта недвижимости, который делится на несколько последующих;
- собственники, на участках которых не завершены строительные работы;
- инженеры, выполняющие работу (разрешается при действиях, которые осуществляются согласно закону).
Все остальные граждане, имеющие хоть какое-либо отношение к участку, а также осуществляющие его пользование и подающие ходатайства, будут относиться к процедуре постановки косвенно, могут осуществлять любые действия только в присутствии собственников и вышеперечисленных лиц и с их согласования.
Перечень организаций, куда подается заявление об учете
Заявление о постановке на учет земельного участка подается в:
- орган кадастрового учета;
- в ближайший Многофункциональный центр (МФЦ).
Перечень документов, необходимых для учета
Для постановки на учет земельного участка необходимо подготовить пакет документов:
- заявление на межевание;
- паспорт владельца и его копия, а также по необходимости доверенность, если присутствует доверенное лицо;
- бумаги владельца;
- технический паспорт на сооружение;
- выписка из кадастра;
- план участка;
- подписанное соседями товарищества извещение об их присутствии при процедуре межевания (этот пункт крайне важен, он нужен для точного определения размера владения и во избежание претензий), декларация специалиста о проделанной работе.
Необходимые затраты
Налог за процедуру взимается в объеме установленной госпошлины и является небольшим, однако, подготовка требуемого пакета бумаг влечет за собой существенные затраты.
Расценки работ кадастровых специалистов и организаций зависят от территориального расположения. Например, в Москве, межевание на порядок выше, чем в г. Чебоксары Приволжского федерального округа, и составляет 20 000 – 40 000 руб.
В Тверской же области подобные услуги будут составлять 2 000 – 14 000 руб. Немаловажными критериями, от которых зависит цена, являются размер участка, его категория и размещение на местности, профессионализм специалиста и т. д.
Стоит также обратить внимание на то, что вся работа специалистов должна вестись согласно заявленным требованиям и инструкциям. Именно поэтому крайне важно иметь дело с опытными профессионалами.
Причины снятия с кадастрового учета земельного участка
Снятие с кадастрового учета земельного участка представляется возможным в случае отсутствия на нем правовых ограничений.
Перечень причин, по которым осуществляется данная процедура:
- сведения об участке недостоверны или являлись временными;
- деление земельного владения и возникновение нескольких, уже имеющих свои документы;
- садовые или другие участки, статус которых является временным, оформленные на учет более 2-х лет назад, при этом регистрация вещного права не осуществлялась.
Причины отказа в осуществлении учета земельных участков
При подаче документов может быть произведен отказ. Подобные ситуации возникают в следующих случаях:
- гражданин, оставивший заявку, не обладает полномочиями пользоваться данным участком;
- обращение ненадлежащего лица, например несовершеннолетнего и т. д.;
- заявление противоречит требуемым нормам;
- запрашиваемые права заявителя противоречат законодательству РФ или же не могут быть осуществлены в процедуре регистрации;
- не подготовлен полный пакет необходимых бумаг;
- поданные сведения не являются достоверными;
- документы, в том числе заявление, оформлены неверно;
- заключение о проведении процедуры межевания или другие бумаги подписаны лицом, не имеющим полномочий;
- бумаги были поданы другим собственником или на иную сделку с этим же наделом;
- нет согласия всех сторон на запрашиваемое мероприятие;
- владение не представляет собой недвижимость, требующую внесения в базу;
- границы участка заходят за соседние и пересекают их, данный факт свидетельствует о том, что процедура межевания была проведена неграмотно и с нарушением общепринятых требований;
- размеры земельного надела не уточнены, или был проведен их сдвиг;
- площадь отличается от допущенных в Едином государственном реестре норм по размеру площадей;
- владение разбито на 2 и более территории, уже имеющие свои документы;
- часть надела заходит за государственную территорию;
- местоположение строения недостоверно в соответствии с планом;
- указанная площадь и другие сведения не соответствуют действительности.
Оформляйте своевременно и профессионально
В последнее время участились случаи отказа от постановки на учет объектов недвижимости.
В 2017 г. гражданка Сотникова В.В. подала заявление в МФЦ по своему земельному владению и получила отказ.
Причина заключалась в том, что участок достался ей в наследство (более подробно об оформлении наследства на земельный участок) от дедушки, но дарственную она в документах не предоставила. Решением её вопроса будет предоставление всех без исключения документов, подтверждающих ее право собственности, а также необходимый перечень бумаг для получения кадастрового номера.
Еще одной часто встречающейся ошибкой является несвоевременное предоставление всех надлежащих документов.
Так, гр. Золотарев А.М. в свое время приобрел участок земли в 20 соток, и вдруг он узнает о необходимости процедуры межевания. Выясняется, что его участок вообще давно перепродан другому лицу. В ходе расследования выяснилось, что его земля – это часть крупного участка в 50 соток, разделенного на 2 половины (на 20 и 30 соток). Естественно, по документам был перепродан весь участок.
Возникает вопрос: а достоверны ли вообще официальные документы господина Золотарева, если была продажа всего участка, в которой не отражено, что он был ранее поделен на 2 части? Это еще нужно проверить. Если да, то теперь для защиты своих прав и устранения ошибок пострадавший собственник должен обратиться в федеральный суд с ходатайством и предоставлением всех необходимых документов на право собственности с целью признать сделку недействительной.
Таких случаев в практике немало. Поэтому крайне важно проводить все процедуры своевременно и оформлять все сделки профессионально и на документальном основании. Будьте защищены и юридически подкованы.