Предоставление земельных участков многодетным семьям

 

В 2012 г. Правительством РФ была утверждена государственная программа, предусматривающая комплекс мер по повышению уровня жилищных условий многодетных семей. Данный документ предусматривал подготовку и принятие перечня актов, большинство из которых в настоящее время разработаны и вступили в силу.

Земельный кодекс предусматривает ряд оснований для безвозмездной передачи гражданам, которые не могут самостоятельно купить землю, и организациям земельных наделов (ст. 39.5). Одним из таких прав наделяются многодетные семьи, в которых трое и более детей.

В настоящее время в законодательство данной сферы внесены значительные поправки. Согласно данным изменениям особенности предоставления наделов, а также дополнительные требования к заявителям утверждаются органами власти субъектов РФ. Теперь регионы вправе установить ряд требований к многодетным семьям, в частности, обязательство состоять на учете в качестве нуждающихся в повышении жилищных условий или иметь основания для постановки на такой учет, а также возможность получения ими иных мер господдержки по обеспечению жильем взамен бесплатного участка (например, квартиры) или денежной компенсации.

Кроме того, при распределении земли между многодетными семьями многие субъекты устанавливают требования к возрасту детей, ограничивая диапазон до 18 или 23 лет (в случае если ребенок получает высшее или среднее профессиональное образование).

Если региональным органом власти не принят необходимый закон, то получение земельных наделов осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом (статьи 39.14 – 39.17).

Вместе с тем Верховный суд в Обзоре практики № 4 за 2017 год особо подчеркнул, что предусмотренное в законе право незащищенной категории граждан не отменяет особенности оборота земельных участков, в том числе по общему правилу земли, ограниченные в обороте, не передаются в частную собственность.

Общие условия распределения земель

Минрегионом России разработаны основные принципы и требования к безвозмездной передаче многодетным семьям земельных наделов (приказ от 9.09.2013 № 372). Несмотря на рекомендательный характер данного акта, субъекты РФ при создании своих законов устанавливают положения, соответствующие общим основам, предлагаемым министерством.

Приказ предписывает обязательность регулирования данного вопроса специальным законом субъекта РФ. Кроме того, утверждаются общие условия распределения между лицами земельных участков:

  • однократность получения земель (отсутствие у семьи ранее полученных земель);
  • обязательный учет таких граждан (проводится в муниципальном образовании по месту их регистрации путем включения в соответствующий перечень;
  • иные требования (проживание на территории субъекта установленный период времени, определенный срок отсутствия действий по отчуждению участков (продажи), год рождения младшего ребенка в семье, обучение ребенка в вузе, предельный возраст старшего из детей).

Например, для получения земли соответствующий закон Нижегородской области обязывает проживать хотя бы одного из родителей в многодетной семье на территории данного субъекта не менее 5 лет. Кроме того, устанавливаются иные требования, касающиеся каждого ребенка.

требования к детям

требования к детям2

Согласно рекомендациям региональные органы власти ведут обособленные списки нуждающихся в земле семей на территории субъекта РФ и на территории муниципального образования, разграниченные в зависимости от избранных гражданами целей использования участков. Данная информация размещается в сети Интернет на сайтах соответствующих органов.

Граждане могут избрать любую цель использования земельных наделов из предложенных земельным законодательством. При этом обеспечение их землями происходит по месту постановки на учет (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в данных регионах допускается предоставление на иной территории).

Предельные размеры участков, безвозмездно предоставляемых многодетным семьям, определяются актами региональных органов. Например, соответствующий закон Ленинградской области устанавливает площадь предоставляемых земель в сельских поселениях от 0,10 до 0,25 га, а в городских – от 0,06 до 0,25 га.

Возможные цели использования земель

Выделяются следующие цели использования земельных участков и применительно к ним особенности реализации распорядительных правомочий лиц, получивших надел:

  • огородничество, строительство дач и садоводство;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • индивидуальное жилищное строительство.

В своих рекомендациях Минрегион подчеркивает, что предоставление земель для первой названной цели – не способ реализации права граждан на жилище. В этой связи министерство предлагает не устанавливать в актах субъектов требования о необходимости регистрации таких граждан в качестве нуждающихся в повышении жилищных условий.

Региональным актом может определяться приоритетное право некоторых категорий граждан на получение земельного надела для целей цветоводства, строительства дач или огородничества.

Особенностью получения земель для реализации второй цели выступает обязательность постоянного проживания в сельских поселениях. Для лиц, зарегистрированных в городе, такие участки предоставляются при наличии вакантных наделов.

Для осуществления личного хозяйства выделяются следующие виды земельных наделов: приусадебный (в границах населенного пункта) и полевой (за его пределами). Граждане, получившие такие земли, вправе осуществлять на них производство сельскохозяйственной продукции. Основным отличием между указанными категориями наделов выступает право возведения на участке каких-либо построек. Не разрешается строительство на полевом земельном участке.

Поскольку на приусадебном наделе предусмотрено право на строительство жилья, получение данных земельных наделов воплощает право граждан на жилище. В этой связи допускается установление региональным законом требования о постановке на учет заявителей в качестве малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, Минрегион России обращает внимание региональных органов на норму ст. 4 Федерального закона от 7.07.2003 № 112-ФЗ.

Норма федерального закона

Предоставление наделов для третьей категории целей также признается способом реализации права на жилище. Поэтому законами субъектов предусматривается регистрация малоимущих семей как требующих повышения жилищных условий, аналогично требованиям к получению приусадебных участков.

Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ устанавливаются требования к земельным наделам, предоставляемым для осуществления данной цели, а также приусадебным наделам.

Требования к земельным наделам

Порядок предоставления земель

Законодательством предусмотрена выдача удостоверений многодетным семьям, которые можно получить, обратившись в региональный МФЦ, орган социальной защиты населения или в определенных субъектах РФ с использованием сети Интернет через портал Госуслуг. Такой документ подтверждает статус и позволяет получить ряд льгот, предусмотренных для данных лиц. Кроме того, в некоторых регионах возможно получение такого удостоверения родителем-одиночкой (например, в Московской области).

Выделение наделов осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем земель в порядке очередности. Непосредственно процедура получения многодетными семьями земельных наделов устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Однако следующие этапы являются общими для большинства регионов, в случае если заявители подходят под установленные законом субъекта РФ требования. Как образец будет использован порядок, предусмотренный постановлением Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12 и Законом от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ.

Семьи, желающие получить землю в Московской области, должны отвечать следующим требованиям:

Требования к семьям

Сбор и предоставление обязательных документов

Семьи, желающие получить земли бесплатно, должны быть включенными в соответствующий список граждан и встать на очередь. Например, в Московской области в орган местного самоуправления по месту жительства представляется заявление о постановке на учет с указанием планируемой цели использования участка. К нему прилагаются следующие документы:

Необходимые документы

Допускается подача заявления в электронном виде через Интернет.

заявление через госуслуги

Уведомление заявителей о принятом решении

Представленные документы могут рассматриваться не продолжительнее одного месяца. По итогам проверки орган решает, поставить заинтересованных граждан на учет и включить в перечень с присвоением семье номера, или принимает решение об отказе. О принятой резолюции заявитель уведомляется заказным письмом, а также на указанный в заявлении адрес электронной почты.

Отказать в постановке на учет орган вправе при получении недостоверных сведений, или если заявитель не соответствует предъявляемым требованиям. При этом допускается возможность оспорить принятое решение в суде (срок для подачи заявления – 3 месяца).

Получение решения и предоставление надела

Предоставление семьям земель происходит по очереди согласно утвержденному перечню зарегистрированных граждан, по общему правилу, в течение года с момента постановки на учет. Площадь предоставляемых земельных наделов в московском регионе заявлен в размере от 10 до 15 соток, причем допускается предоставление наделов площадью менее 0,10 га при согласии заявителя.

Однако в настоящее время исполнительные органы Московской области неоднократно подчеркивали ограниченность данного ресурса и невозможность предоставления земельных наделов. Аналогичная ситуация складывается и в ряде других регионов РФ.

В заключение следует обратить внимание, что семья, получившая в собственность земельный надел, незамедлительно должна оформить данное право в Росреестре, а также регулярно выплачивать установленный налог на землю.